ommod (ommod) wrote,
ommod

Продолжение... Следующий пункт в путешествии требует пояснений. Подруга Инночка закончила политех, а по сути она типичный филолог. Пушкинист-любитель в частности. Возможность посетить музей А.С. Пушкина в Бродзянах она упустить не могла, чуть сдвинуть маршрут и только. Из Будапешта мы стартовали 1 августа и приехали в Нитру. Нитра самый старый город Словакии. Из всех точек города видны крепостные стены и костел  за ними на крутой горе. Всю благость пути подпортил хозяин квартиры. Аппартаменты забронировали накануне. Прибыли в 6 вечера, было солнечно светло. Приземлились в парке в ожидании хозяина. На открытой площадке играли музыканты, продавали пиво. Общее веселье не захватывало, перспектива ночевать в машине не придавала нам жизненерадостности. Устроились мы поздно, пока ужинали, спустилась ночь. За столиками на улицах старого города сидели разнообразно красивые люди с детьми, в том числе итальянцы. На следующее утро, в кафе, где мы пили пустой кофе вместо завтрака, пожилой венгр обьяснил, рядом крупнейшая в Европе атомная станция. Её видно с трассы - 4 свежие градирни расположились в невысоких горах. Владеет ею итальянская компания, потому в городе много машин с итальянскими номерами. Сам он (венгр) много лет при Союзе работал на Сахалине. Осмотреть город утром уже не оставалось времени, нас ждали Бродзяны и еще предстояло доехать до Кракова.
Завтрак в 8 утра в субботу мы не нашли, зато ужин накануне был пантагрюэльского размаха.
Мы все заказали галушки. Нам принесли по огромной сковороде, где большой горой были выложены галушки и горой поменьше жареный смалец. Каждый из нас расковырял свою голгофу на четверть. Десерты за стекляной витриной громоздились в непомерно больших бокалах и не помещались. Отступали нестройным шагом. На центральной площади из темноты шагнуло вперед здание гостиницы в типичном стиле, узнаваемом каждому, кто большую часть жизни прожил при социализме. Такие же инородные останки там и сям проступали в Будапеште и в Каунасе, только в Кракове мы их не встретили.

В Бродзянах вокруг замка парк с каскадом прудов. Фото вы уже видели, но вдруг кто не видел. На входе звонок, в который мы звонили полчаса, потом звонили, стучали в дверь библиотеки, потом удалились в костел по соседству, вернулись – в открытых окнах шевельнулись занавеси и наконец нам открыли. Экскурсовод продала нам билеты и, мешая русские слова со словацкими, провела экскурсию. Уточняющие вопросы Инны по объему информации превосходили краткие ответы. Замок крошечный, стены трехметровые, комнаты небольшие, потолки невысокие, много портретов. Малюсенький внутренний дворик замка. Через полтора часа мы были свободны.
Бродзянский песик. Встретился нам по дороге на кладбище. До кладбища, где похоронены Фризенгофы, мы так и не дошли. Тропинка к нему круто уходила вверх в колючие заросли.
Где-то рядом с границей между Словакией и Польшей.

Конец пути в Краков я помню плохо. По дороге я, как со мной бывает чаще, чем хотелось, сыграла в русскую рулетку (отведала незнакомую еду). Мы съели меню дня в придорожном кафе (суп, салат, курицу) и ничто не предвещало. Через час у меня зачесались ладони, я успела выпить таблетку, и тут же стала пухнуть. Что было в курице, супе, салате – мёд или хитрые специи я уже не узнаю. Попутчики были впечатлены превращением меня за полчаса из здорового, довольного жизнью человека в заплывшего глазами с прерывистым дыханием.
На следующий день в черных очках я уже гуляла по Кракову, а к вечеру все рассосалось.
С собой у меня были толстые распечатки (сайт krakov.ru) про Вавельский замок, Рыночную площадь, Суконные ряды, Флорианскую улицу, и костелы. И это из раздела «галопом по Кракову»! Я как раз зачитывала вслух легенду про Краковского трубача, как окно в одной из башень Мариацкого костела открылась и человек на трубе сыграл короткую мелодию, которая оборвалась, и помахал рукой, и тысячи людей на площади помахали в ответ. Все по писанному. Каждый час на четыре стороны света. «Деву с горностаем» да Винчи мы не увидели. За билетами надо было стоять длинную очередь. Туристов толпы. Много польских туристов. За два полных дня увидели не все, но многое. Ходили на фабрику Шиндлера. («Список Шиндлера» помните?). Русскоговорящая девушка Юля, полонист, провела экскурсию блестяще. Взгляд на войну с другой стороны и на Шиндлера. Неоднозначная личность. Пересказать не возьмусь. Посещение не из разряда развлекательных. Еврейский квартал, где мы жили, предстал в куда более трагическом свете. И здесь разъежали открытые мото-фаэтоны. Из динамиков лились экскурсии на разных языках. Целая площадь с еврейскими ресторанчиками, с надписями на иврите, со скрипачами. Синагога, библиотека, место растрела, все рядом. Краков туристический блестящий и еврейский квартал с графити тут.