ommod (ommod) wrote,
ommod

Хндзореск

Именно эта часть поездки, собственно ее цель, плохо поддается описанию. Причина, по которой я отправилась в Армению, очень личная и незатейливая. В Хндзореске родилась моя прабабушка, бабушка мамы. Некоторое время назад неожиданно и неотвратимо мне стало надо туда. Краткосрочная такая репатриация.
Накануне снег чуть не сорвал наши планы. На подъезде к Горису и в самом городе мы останавливались, спрашивали дорогу. Выехали за пределы города – один поворот, другой, уточнили еще раз у пастуха, наконец, указатель с нужным названием. Через километр машина въехала в обычную деревню, с каменными домами, каменным магазином. Я пришла в ужас – ведь должны были быть пещеры, и храм, и подвесной мост. Пожилая женщина сразу поняла, что именно мы ищем, но сама объяснить не смогла, остановила другую машину и мы поехали за ней. Чужой джип притормозил на выезде из деревни, и водитель махнул рукой в сторону грунтовой дороги, уходящей вниз. Скоро показалось кладбище с могильными плитами, а за ним склон, тот самый, который я столько раз рассматривала на фотографиях в интернете. Дорога сделала поворот, мы притормозили у смотровой площадки и вышли. Смотрителя не было. Мы прошли по бетонному двору, вдоль современных каменных навесов, с каменными столами, мимо открытой кухни. В ней было все для приготовления целого барашка или шашлыка. Сорвали себе виноград, и пошли по дорожке, вьющейся по склону, к висячему мосту.
Сразу предупрежу – фотографии не передают. Мы фотографировали на все что фотографирует, в результате у всех получилось одно и то же. Нефотгеничное абсолютно заколдованное место.
После снега и холода высокогорья – буйная зелень, плеск ручья на дне. Свой микроклимат.

photo 2_zps1113ceb2.jpg
1. Вот что открывается в первый миг. Склон тянется влево и вправо куда хватает глаз, и на всем протяжении пещеры.
 photo 3_zps23e0e21c.jpg
2. Деревня располагалась по обеим сторонам ущелья.
 photo 4_zps528c9bfb.jpg
3. Левая часть ущелья с большим приближением
 photo 5_zps2c8b8358.jpg
 photo 6_zpscf9e6a3c.jpg
5. Проемы реконструированы. Скорее всего для туристов.
 photo 7_zps0ce1f263.jpg
6. Часть комнат выступала перед склоном. Видны стены, когда-то целые.
 photo 8_zps9ec6dfd7.jpg
7. Скользим по грязи, спускаемся к мосту.
 photo 9_zpsf31aa081.jpg
8. Сетка хоть и прочная - выглядит ненадежно.
 photo 10_zpsaf54e47f.jpg
9. С середины моста видна река, а справа чуть выше середины фото старое кладбище - стена разрушеного храма и могильные камни. Туда мы спуститься не смогли, склон зарос ежевикой и за деревьями было не видно куда идти, могли упасть в обрыв.  угодить. Высота очень приличная 50-80 (?) метров.

photo 14_zpscdf570d0.jpg
10. Мост с противоположного склона. Идти по нему страшно, Он подпрыгивает и раскачивается от шагов, поручни казались невысокими.
 photo 15_zps6a1ef266.jpg
 photo 16_zpsaf4be1e6.jpg
 photo 17_zpsa72e05f2.jpg
13. Источник. В большое каменное корыто для скота из маленькой чаши (для людей) стекает вода.
 photo 18_zps7a10e41e.jpg
14. Стена храма. Дверь современная деревянная резная, решетки на окнах.
 photo 19_zps2ba453fd.jpg
15. У колонны на камнях разложены бумажные иконки, молитвы на армянском, сосуд с мелочью и свечи. У окна подсвешник с песком.
 photo 20_zps0b65d517.jpg
 photo 21_zpsd6dab92f.jpg
17. Возвращаемся. К стене прислонегы хачкары. На них даты 1866 и 1905.  У храма древо желаний с повязанными тесемками. Выдернула нитку из шарфа - повязала.
Забыли про время, гуляли полтора часа. По дороге ели яблоки, душистые, ярко красные, сахарные. Некоторые деревья одичали - крошечные сливки - желтые (чанчурка) и красные, крошечная груша - панта, инжир, грецких орехи спелые с тонкой скорлупой.

Ни одного человека, только окурки вдоль тропок и коров мы еще углядели. И в самом уже конце, когда мы поднимались к машине - на все ущелье раздался гром урчащего двигателя. Где-то там за храмом проходила дорога, на одном из поворотов мелькнул старый "москвич", затерявшийся во времени и пространстве, С неправдоподобной скоростью он забрался на вертикальный склон и скрылся за гребнем. За гребнем и находится современная деревня, в которую переселились дети тех, кто жили в пещерах.