ommod (ommod) wrote,
ommod

Армения. Путь туда.

За кого только не принимали меня в разнообразных путешествиях. В Италии за испанку, в Америке за португалку, в Германии за индианку и гречанку. В гостинице Мартуни на ресепшне пожилой армянин поинтересовался, приехала ли я из Польши? Заглянув в паспорт и прочитав фамилию, протестировал меня на знание армянского. Я выдала все что знала, буквально слов пять, первых пришедших в голову. Портье кивнул и предложил осмотреть имеющийся в распоряжении гостиничный фонд.

Тут, разумеется, требуется пояснение. Основной целью нашей поездки в Грузию было посещение Армении, точнее окрестностей города Горис, отстоящего от Тбилиси на 470 км. Предполагалось управиться за 2 дня с прохождением погранпункта и одной ночевкой. Высокогорье и серпантины тоже были учтены. Навигатор имел в памяти Европу и Россию, а потому был бесполезен. Карты не было, ее предполагалось купить в киоске по дороге. Тщетные надежды – ни киосков, ни карт по дороге не наблюдалось. Благо дорог на северо-востоке Армении немного и перекрестков, на которых мы рисковали свернуть не туда, всего три.

7 октября в три часа дня на арендованной машине выехали в сторону границы Гия, Спутник и я. До середины дня мы ждали оформления доверенности и нотариального ее перевода на русский язык.

До границы доскакали быстро, прохождение границы с оформлением въездных бумаг и страховки заняли полчаса. Стемнело тоже очень скоро. По светлому времени проехали немного. Поплутали у Севана, поспрашивали дорогу. В ночи на подъезде к Мартуни повалил густой снег. Белые штрихи перечеркивали черную густоту. Видимости никакой, дальний свет только мешал. Стало очевидно что покрышки нашего авто мало того что летние, так еще и лысые. В Мартуни, куда мы доползли с пробуксовкой и осторожностью, нам не посоветовали ехать дальше, впереди был Селимский перевал (2500 м).

Кинули рюкзаки в гостинице и отправились развеять грусть тоску печаль в заведение по соседству. По дороге встретили польских туристов. Они заселились за полчаса до нас, и предположение портье о нашем происхождении стало более-менее понятно. Если одни залетные постояльцы из Польши, почему следующие не оттуда же?

В заведении повар с курчавыми волосами и столь же курчавыми ресницами говорил с нами на русском, известил нас о знании четырех языков и поинтересовался национальностью. Грузин, русский и армянка (как в анекдоте), ответили мы. На что, без замешательства, хозяин похвалился «любой кухней», а мы попросили национального. «Севанская рыба!» предложил он. А из закусок? «Хлеб положу, сыр положу, помидор-огурец (салат) положу» и вино. Вино белое полусладкое. Сиг, тушенный с помидорами перцем и розмарином, был на высоте. Закуски и вино соответствовали. Заручившись поддержкой повара в поисках шофера на джипе с колесами, соответствующими погоде, мы откушали и условились встретиться с ним наутро.

В 8 ч следующего дня повар был уже на месте. Вышло солнце, снег прекратил идти. На завтрак повар положил все то же, только вместо сига яичницу с помидорами, а вместо вина чай. Не советовал тратить несусветные деньги на шофера, а подождать час пока дорога оттает и ехать дальше. Несусветные деньги за путь в 170 оставшихся км по горам туда и обратно составляли куда меньше, чем берут таксисты из Шереметьева до Москвы в ночное время, мы спорить не стали и отправились в путь.

photo IMG_6974_zpsa486120a.jpg
1. Мартуни утром 8 октября из окна гостиницы.

photo IMG_6975_zpseace0503.jpg
2. Мартуни. Снег превращается в кашу.

photo IMG_6979_zps0c05ff2d.jpg
3. Северный склон перевала. Дорога местами обледенелая.

photo IMG_6981_zps45970983.jpg
4. Граница между южным и северным склонами.

photo IMG_6982_zps046fc5dc.jpg

photo IMG_6984_zps364a9408.jpg

photo IMG_6987_zps3c342d16.jpg
7. Долина, куда спускается серпантин.

photo IMG_6988_zpsd37831fa.jpg

photo IMG_6995_zpsd263297f.jpg
12. Теплеет.

photo IMG_6997_zps850ae461.jpg
13. Нечетко. Гора как стол.

photo IMG_7000_zps6a4ae401.jpg
14. Речка.

photo IMG_7001_zpse38aecb0.jpg
 photo IMG_7004_zps08c10d5e.jpg
16. Градусник показывает + 12.
 photo IMG_7006_zps8a6da4c9.jpg
20. За ним новый перевал
 photo IMG_7022_zpsfe58e756.jpg
 photo IMG_7025_zpsd1a8bad5.jpg
22. Пересекли границу Сюникского Марза. Горис уже скоро. Продолжение следует...