ommod (ommod) wrote,
ommod

Чертово городище

Двухнедельное пребывание на участке требовало разнообразия. Мы отправились к друзьям на предмет почитать у них книгу о поместьях и усадьбах Калужской области. В гостях нас известили, что культурная программа на субботу уже составлена и хозяева готовы принять нас «на хвост». Мы не особенно интересовались куда едем, т.к. организатор заслуживал доверия. В прошлом году мы под его руководством совершили хоть и однодневное, но изобилующее впечатлениями путешествие.
Ранним утром колонна из двух джипов отправилась в Чертово городище. В машине я прочитала распечатку на 6-ти листах. Перескажу вам ее коротко.
Близ Козельска в районе г. Сосновское находится архитектурный и природный памятник Чертово городище. Расположен он на горе, состоящей из пород песчаника. Массив леса вокруг включен в национальный парк Угра. Загадка начинается с того, что вокруг на много километров нет ни одной похожей скальной породы. Геологи предполагают, что гора явилась следствием прохождения ледника.
На вершине огромные валуны в плане составляют крепостные стены и часть камней сбегает по склону в поля строго на запад.
По одной из версий к расположению камней человек отношения не имеет, по другой - урочище Чертово городище принадлежит к мегалитам, сооружениям из камня, разбросанным от Америки до Полинезии. Южные мегалиты, как правило, пирамиды (зиккураты) – гробницы, а северные имеют самые разнообразные формы и назначения - от солнечных часов до обсерваторий.
Даже если отмести теорию об искусственно сооруженных стенах, место это во все времена было культовым, о чем свидетельствуют чашечные камни и раскопки.
До 40-х годов под валунами находились входы в пещеру, которые соединялись в большой зал с каменными диванами. На стенах гротов очевидцы видели наскальные рисунки и «отпечатки» ладоней. После открытия неподалеку месторождения угля возникла необходимость строить дорогу. А так как камня поблизости не было, то решено было взорвать крепостные стены. Вскоре выяснилось, что песчаник не пригоден для целей строительства. Однако входы в пещеры были завалены взрывами.
На пути к месту нам попалась «застава», где живут смотрители. Мы не стали отказываться от проводника. Иначе, как следовало из статьи, мы вполне могли заблудиться и даже выпасть из времени! Аномальная зона - как ни крути.
У подножия горы оставили авто и пошли за проводником вперед по дороге.
Перешли через речку Чертовку

Вскоре начался довольно резкий подъем в гору. Обстановка там и вправду таинственная. Из одного корня растут 2 ели и береза. Лес вокруг смешанный реликтовый. Высотою метров в 30 сосны, ели и, как ни странно, березы. Там и сям между камней на мху растут гигантские грибы.

Первая остановка - Чертовы ворота. Проводник настаивает на том, что валун сложен из огромных блоков, указывает на нижнюю, разделенную на фрагменты часть, верхняя под действием атмосферы «срослась», т.к. порода – пористая.

На валунах растет папоротник - многоножка. Только на этой горе. Еще в России он растет в Карелии. Как он попал сюда? Вместе с ледником?

Далее нам показали последовательно 3 камня, имеющие все признаки рукотворных действий. Датируют начало возникновения урочища II – I веком до н.э. Камни служили для выполнения культовых обрядов.

чашеобразные отверстия

камень с пятигранным колодцем

камень -"чертов палец"
Вот еще один фрагмент стены «замка дьявола».

На горе несколько заваленных входов в пещеру. В одном из гротов растет уникальный мох - шистотега. Он отражает солнечные лучи и светится в полумраке.

Рядом с лазами явственно ощущается запах газа. Таким, каким заправляют газовые баллоны. Порой запах становился более явственным и незнакомым, можно сказать пугающим.
Самая высокая точка горы 27 м от уровня речки

После экскурсии нам предложили прогуляться самостоятельно, но долго гулять никто не стал, мы быстро спустились. Проводник еще рассказывал, что помимо туристов сюда приезжают и язычники и шаманы и имеют смелость останавливаться у подножия на ночь. Каждое лето лагерем стоят археологи.
В буклете ЧГ отнесено к одному из семи чудес Калужской губернии!

На обратном пути Коля предложил посетить законсервированные ракетные шахты. Но их не нашли, чему все были очень рады. Погода портилась. Заехали в Оптину пустынь

А после, когда все проголодались, отправились в Козельск искать кафе. О том, как мы его искали и что нашли – в следующий раз.
Железнодорожный «вокзал», как его назвали местные жители, или «станция Козельск», как написано на указателе: